Лечение - Альфред Адлер. Наука жить

Лечение

Индивидуальная психология предлагает решать проблемы одаренных детей

методами, подобными тем, которые применяются для помощи другим типам.

Демократическая максима индивидуальной психологии: "Каждый человек может

достичь всего", ослабляет позиции одаренных детей, жизнь которых осложнена

ожиданиями окружающих их людей и. которые стремятся во что бы то ни стало

быть первыми, так что интерес к своей персоне становится для них

главенствующим. Люди, усвоившие эту максиму, могут иметь блестящих детей,

которым не присуще тщеславие и чрезмерная амбициозность; детей, которые

понимают, что их достижения являются результатом прилежания и везения и что

если их усердие в обучении не будет ослабевать, они способны реализовать

весь свой потенциал. Однако, даже если влияние не столь благоприятно, и

воспитание и обучение не было столь эффективным, они также могут достичь

немалого, если учитель поможет им понять метод. Им может просто недоставать

смелости, а следовательно, защиты от своего преувеличенного чувства

неполноценности, которое с течением времени приносит все больше страданий.

Становится понятным, почему они теперь склонны пропускать занятия или вообще

не ходить в школу. Им кажется, что в школе у них нет никаких шансов

преуспеть, и если их представление верно, стоит согласиться, что их действия

последовательны и рациональны. Однако для индивидуальной психологии

неприемлема мысль об их безнадежности. Она верит, что каждый может делать

нечто значимое и полезное, что ошибки есть всегда, но их можно исправить,

что позволит ребенку нормально жить и развиваться.

К сожалению, как правило, ситуация не разрешается конструктивно. Именно

тогда, когда ребенок обременен школьными трудностями, мать занимает более

неуступчивую и понукающую позицию. Непрекращающиеся выговоры, критика и

упреки, которые являются неотъемлемой частью школьной жизни, продолжаются и

дома. Очень часто примерный избалованный домашний ребенок становится тяжелым

учеником, потому что когда он теряет контакт с семьей, начинает проявляться

его скрытый комплекс неполноценности. Именно тогда потакающая мать может

стать объектом его ненависти, так как ему кажется, что она его обманывала.

Все ее старое поведение и доброжелательность забыты из-за напряженности

новой ситуации.

Часто ребенок, активный и агрессивный дома, оказывается тихим,

спокойным и даже подавленным в школе. Иногда мать приходит в школу, жалуясь:

"Целый день я хожу за ним по пятам! Его проделки бесконечны!" И слышит ответ

учителя, что ее сын весь день сидит тихо и почти не двигается. А иногда,

наоборот, в ответ на описание матери ее "тихого и милого ребенка" учитель

возмущается:

"Он портит мне весь класс". Без труда можно понять, что происходит в

последнем случае: дома ребенок является центром внимания и поэтому он тих и

непритязателен. В школе же, чтобы привлечь внимание, приходится драться и

прибегать к разнообразным средствам подобного рода.

Возьмем, к примеру, случай одной восьмилетней девочки, которую очень

любили ее друзья и которая была лидером всего класса. Ее отец пришел к

терапевту со словами: "Мы не можем больше выдерживать этого ребенка. Она --

настоящий тиран с какими-то садистскими наклонностями!" Попытаемся понять

причины этой ситуации. Девочка была первым ребенком в семье; ее родители --

весьма слабые, мягкотелые люди (так как только слабые люди могут стать

объектом издевательства ребенка). Когда родился второй ребенок, эта девочка

почувствовала себя в опасности, и желая продолжать оставаться центром

внимания, начала вести войну. В школе она чувствовала свою ценность и

поэтому не имела никаких причин для борьбы.

Некоторые дети испытывают трудности и подвергаются критике как в школе,

так и дома. В результате ошибки усугубляются. В такой ситуации, когда у

ребенка везде нелады, необходимо искать причины проблем в прошлом, учитывая

и наблюдая его поведение во всех сферах его жизни. Для понимания стиля жизни

ребенка и цели, к которой он стремится, важны все детали его жизненных

проявлений.

Случается, что безусловно хорошо адаптированный ребенок в столкновении

с новой школьной ситуацией может показаться неадаптированным. Обычно это

случается, когда ребенок приходит в новый коллектив, настроенный против

него. Приведем пример. Ребенок из обычной, но весьма богатой и тщеславной

семьи поступил в аристократическую школу. Так как его происхождение не было

аристократическим, товарищи были настроены против него. Таким образом,

избалованный и достаточно благополучный ребенок внезапно оказался во

враждебной атмосфере. Подчас жестокость соучеников в подобного рода

ситуациях достигает такой степени, что приходится только удивляться, как

ребенок может ее выдерживать. В большинстве случаев дома ребенок стыдится

рассказать об этом. Он переносит свое ужасное испытание в молчании.

Часто такие дети, подойдя к шестнадцати-восемнадцатилетнему возрасту --

возрасту принятия решений и начала самостоятельной жизни -- останавливаются,

так как им недостает смелости и надежды. Наряду с невозможностью справиться

с социальными трудностями, у них возникают большие проблемы в любви и браке,

ибо не обладают упорством и настойчивостью.

Что же в таких случаях надлежит делать? Дети, о которых мы говорим,

отделены или чувствуют себя отделенными от всего мира. Они готовы навредить

себе ради того, чтобы навредить другим, и поэтому вполне способны на

самоубийство. Среди них также есть такие, которые хотят просто исчезнуть, и

они исчезают в психиатрических лечебницах. В конце концов, они утрачивают

последние социально необходимые способности: они не говорят обычным

способом, не сближаются с людьми и противостоят всему миру. Такое состояние

называется шизофренией, болезнью. Если мы хотим помочь кому-то из этих

людей, необходимо найти способ возродить их смелость. Это очень серьезные

случаи, но и здесь излечение возможно.



5434882758925942.html
5434987694588308.html
5435146581501925.html
5435321576641736.html
5435458553860444.html