П. А. Орлов История русской литературы XVIII века Учебник - страница 22

^ Вопросы и задания

1. Выявите общие черты творческого метода классицистов и сентименталистов.

2. Какие вопросы и проблемы остаются нерешенными в типологии, поэтике и художественной теории русского сентиментализма?

3. Как и в какой форме используются фольклорные мотивы в практике русских сентименталистов? Приведите примеры.

4. Выясните причины усиления романсно-элегических мотивов в поэзии русского сентиментализма.

5. В чем причины выдвижения на первый план идиллии и идилличности в жанровых устремлениях сентименталистов?

6. В какой мере лирика сентименталистов отвечала вкусам и запросам салонного читателя?

7. В чем проявляется новое видение природы в литературе русского сентиментализма?

8. Выделите жанрообразования — повести, послания, трактата, мемуаров — в «Житии Федора Васильевича Ушакова» Радищева. Каково соотношение исповеди и автобиографии с житийными тенденциями в этом сочинении?

9. Как эстетическая теория Радищева отразилась в его «Путешествии из Петербурга в Москву»?

10. Как ставится и решается в современном литературоведении проблема жанрового своеобразия «Путешествия...»?

11. Как соотносятся образ автора, героев и повествователя в структуре «Путешествия...»?

12. В чем суть современных споров по вопросам художественного метода Радищева?

13. Опишите маршрут путешествия героя в произведении Радищева и выделите основные его этапы в хронологическом плане.

14. Какие предромантические тенденции обозначаются в поэзии Радищева?

В начале книги «Путешествие из Петербурга в Москву» сказано, что она посвящена «любезнейшему другу А. М. К.» Кто скрывается под этими инициалами? Как сложилась судьба адресата и его отношения с Радищевым? В качестве пособия можете воспользоваться книгой Е. И. Тарасова «К истории масонства в России. Забытый розенкрейцер А. М. Кутузов» (Спб., 1910), а также статьей П. А. Орлова «А. Н. Радищев и А. М. Кутузов» (Филологические науки. 1986. № 1)

15. Пушкин посвятил «Путешествию из Петербурга в Москву» специальную статью «Путешествие из Москвы в Петербург». Установите, в чем Пушкин согласен и в чем не согласен с Радищевым.

16. Установите на конкретных примерах связь между материалистическим сенсуализмом Радищева и его творческим методом.

17. Установите композицию оды Радищева «Вольность» и определите ее связь с историческими и философскими взглядами автора.

18. Сравните оду «Вольность» Радищева с одноименной одой Пушкина. В чем вы видите сходство и различие между этими произведениями?

19. Докажите на конкретных примерах органическую связь Радищева с передовой просветительской идеологией.

20. Какие новшества ввел Радищев в русскую поэзию?

21. В какой степени повести Карамзина стали прогнозом сюжетных перипетий в литературе XIX в.? Аргументируйте свой взгляд.

22. За счет каких художественных средств Карамзин достигает психологической усложненности характера героев своих повестей?

23. Каким образом предромантические веяния отразились в повестях Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»?

24. Выявите связь эстетических взглядов Карамзина и его художественной практики.

25. Сравните описание покорения Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского» Карамзина с изображением этого же события в повести «Марфа Посадница» того же автора.

26. Определите суть полемики Карамзина с Ж.Ж. Руссо в статье Карамзина «Нечто о науках, искусствах и просвещении».

27. Какие явления в повести Карамзина «Остров Борнгольм» позволяют причислить ее к ранней предромантической литературе?

28. Какими жанрами обогатил Карамзин русскую поэзию?

29. Охарактеризуйте стихотворение И. И. Дмитриева «Чужой толк» как сатиру на классицистическую оду.

30. В чем своеобразие басен И. И. Дмитриева? Сравните их с баснями Сумарокова.

31. Охарактеризуйте «сказку» Дмитриева «Модная жена» и объясните, почему автор называет это произведение словом «сказка».

32. Определите основные пути раскрытия образа Петра I в произведениях русских писателей XVIII в.

33. Как сформировалась в русской литературе XVIII в. идея внесословной ценности человека?

34. Как ставилась и решалась проблема воспитания в русской литературе XVIII в. от Кантемира до Радищева?

35. В чем заключаются основные особенности русского Просвещения XVIII в.?

36. С каких позиции обличалась галломания в русской литературе XVIII в. в творчестве Кантемира, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Княжнина, Крылова?

37. Проследите развитие сюжета басни «Ворона и Лисица» в произведениях Тредиаковского, Сумарокова, Хераскова, Крылова.

38. Объясните, в чем причины активной разработки темы Новгорода в XVIII в.

39. Как исторические реалии и легенды прошлого используются Княжниным, Радищевым и Карамзиным для освещения современных политических событий?

40. Традиции каких писателей XVIII в. нашли свое активное развитие в творчестве А. С. Пушкина?

41. Суммируйте оценки писателей XVIII в., данные А. С. Пушкиным.

42. Суммируйте оценки писателей XVIII в., данные В. Г. Белинским.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, перед нами история русской литературы одного столетия, но каким важным оказался этот век для ее последующих судеб. Интересна динамичность литературного процесса этого времени. Ранние произведения — рукописные повести, школьные драмы — еще несут на себе следы предшествующего периода. Они несовершенны в художественном отношении. Однако с каждым десятилетием литература набирает силы. Полностью обновляется жанровая система. Реформируется литературный язык. Совершенствуется стихосложение. В одах Ломоносова и Державина выковывается тот самый четырехстопный ямб, без которого мы не можем представить поэзии Пушкина, Лермонтова и их современников.

К концу XVIII в. русская литература выходит на свои последние рубежи. Что же смогла она передать ближайшим преемникам? Анакреонтические произведения Муравьева, Дмитриева и особенно Державина способствовали рождению «легкой поэзии» Батюшкова и молодого Пушкина. «Космические» стихи Ломоносова, оды Державина «На смерть князя Мещерского» и «Бог», радищевское «Осьмнадцатое столетие» предшествовали философской лирике Баратынского и Тютчева. От гражданских од Державина и Радищева ведет прямая дорога к политической лирике декабристов и раннего Пушкина.

Интересные процессы происходят в области эпической поэзии. Сказочные сборники Чулкова и Левшина, а вслед за ними «богатырская» поэма Карамзина «Илья Муромец», «Бахариана» Хераскова, «Бова» Радищева прокладывают путь к поэме Пушкина «Бова» и «Руслан и Людмила». В области драматургии первым опытом общественной сатирической комедии оказался Фонвизинский «Недоросль». Следующими будут «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. В творчестве Карамзина уже зарождаются предромантические тенденции, выразившиеся в увлечении национальной историей («Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница»), а также мрачными, таинственными сюжетами («Остров Борнгольм»), И наконец, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева начинает монументальную революционную прозу, яркими вехами которой уже в XIX в. станут «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


5454018754053121.html
5454120735843137.html
5454260547690427.html
5454438854849702.html
5454545424763746.html